Курс Боевой Подготовки (КБП)

Свои замечания и материалы можно выслать Виктору Злобину на E-mail: vvz-tu16@mail.ru


В полете ПКК Гусев


КК Ягодкин и ШК Маругин


Строй пары Ту-16 *


Дозаправка Ту-16Р 21 *



Авиационный полк – это непрерывная летная школа. Личный состав увольняется, поступает новое пополнение, которое должно постичь летное (штурманское) искусство. Пройдя врачебно-летную комиссию, сдав зачеты и прыгнув пару раз с парашютом, молодежь под руководством инструкторов становилось "на крыло" в строгом соответствии с КБП. Курс Боевой Подготовки (КБП) - основное руководство, определявшее последовательность подготовки летного состава дальней авиации к боевым действиям. КБП предусматривал: вывозные, тренировочные и контрольные полеты - по кругу, в зону, в закрытой кабине, в облаках, на высоту, близкую к практическому потолку самолета, полеты на отработку отдельных элементов техники пилотирования, заходы на посадку в закрытой кабине, при минимуме погоды, полеты в строю пары (отряда), на дозаправку топливом. Кроме техники пилотирования проводилась летно-тактическая подготовка: вывозные, тренировочные, контрольные, зачетные полеты - по маршруту на боевое применение авиабомб вспомогательного и специального назначения, с маневрированием и стрельбой ПРЛ и ИК патронами, стрельбой по наземным целям, с переменным профилем полета, в боевом порядке пары (отряда), в составе эскадрильи (ЛТУ АЭ) и т.д. Раз в год выполнялись проверочные упражнения на боевое применение. Не забывают отцы-командиры о крещении "дальника" после первого полета – припечатать "пятой точкой" о колесо самолетного шасси.



Виртуальный полет в коридор


Для знакомства с аэродромом Хвалынка выполним виртуальный полет на Ту-16 в коридор.
(Например: П/з №113, №114 п-ты в строю пары, П/з №115, №116 п-ты на дозаправку и др.)
После взлета с курсом 227* (очень редко – 47*) две с половиной минуты по прямой с набором высоты, затем крен влево 20* и разворот на курс 44* идем 10 минут на ИПМ - гору Бельцево высотой 950м, набираем высоту с Н1,2км до Н4,2км. (Повнимательней, рядом Синий хребет).

Синий хребет


Коридор 85г.


Коридор 75г.

За 15 км до ИПМ разворот вправо и курс – 71* и вот он – "коридор" полчаса лета до Великой Кемы. Уточняем угол сноса, следим за траверзами радиолокационных объектов, высотой, скоростью. Здесь отрабатываются полеты в строю, на дозаправку топливом, стрельба противолокационными и инфракрасными патронами с маневрированием, полеты на "практический потолок", упражнения на технику пилотирования. На полетной карте нанесены три варианта "коридора": "половинчатый", "нормальный" и с выходом в море, используемый обычно при полете на "потолок". После левого разворота - курс 246* на Кировский (КПМ). Подходим к государственной границе с Китаем, для "острастки" приграничная двадцати пятикилометровая зона на карте выделена желто-красной полосой. Поскольку близость границы не позволяет выполнить заход на посадку с дальнего рубежа по прямой, то летим с выносом параллельно линии ВПП, дальность 50км А43*, "горизонт", Н2,4-2,7км V400км/ч, выпуск шасси, Д30 км - маневр УР15* Н0,9км "вход в глисаду", Д20км – маневр курс 227*, ДПРМ - Н240м V300км/ч, БПРМ – Н100м V280-290км/ч, начало выравнивания V270-280км/ч, мягкая посадка на скорости приземления V230-250км/ч, автомат тормозов работает, заруливаем влево на стоянку, выключаем двигатели. Чтоб никого не убило входным люком – не забыть – стравить давление! Конечно, на важных этапах: перед и после запуска двигателей самолета, при рулении, на исполнительном старте, на снижении с больших высот и заходе на посадку и пр. зачитывается "молитва" – контрольная карта докладов. Ещё один вариант полётной карты «коридора» образца 1970-х годов, доставшаяся мне по наследству от ВШК Геры Смирнова (демобилизовался в Иваново). Особенность этой карты в том, что на ней еще китайские названия населенных пунктов (там Тетюхе – а сейчас Дальнегорск и т.п.). После обострения отношений с Китаем сделали ревизию легенды карт и переименовали на русские названия.



Виртуальный полет по маршруту на полигон Литовко


Аэродром Хвалынка. П/з120 «Тренировочный полет на боевое применение по маршруту с переменным профилем», продолжительность 4ч10м. Автономное бомбометание 2-x П-50-75 по цели 105 на авиаполигоне Литовко (севернее Хабаровска в приамурских болотах, площадью 20км х 20км).

Маршрут-Литовко 1


Маршрут-Литовко 2


Линейка НЛ-10М

После взлета – ИПМ H4,2 и с курсом 71*на Великую Кему (см.«Виртуальный полет в коридор»). На самом деле курс 71*-+Угол Сноса (УС). Обычно УС промеряли с помощью радиолокационного прицела РБП-4 методом останова антенны. В ручном режиме вращением антенны вправо или влево по курсу добивались «замирания» мерцания точек на светящемся радиусе круговой развертки. Далее осталось посмотреть на азимутальную шкалу и определить УС и ввести коррекцию в курс. C 37-го меридиана набор высоты до 7,8км.
После Кемы разворот влево и 19 минут с курсом 26* до м.Золотой. [карта - Маршрут-Литовко 1]. Выполняем калибровки РБП-4, т.к. устройство ламповое после прогрева необходимы дополнительные настройки. Иногда перегорали лампы, но у штурмана-оператора всегда был запасной комплект и он мог устранить неисправность прицела в полете. Попутно ШК выполнял визуальную воздушную разведку кораблей в портах или в море, плановую воздушную съемку - фотоаппаратом АФА-42-20, маршрутное фотографирование площадей - спаркой АФА 42-75. Перспективное фотографирование объектов– АФА-42-75. ВШК производил радиолокационную разведку кораблей в море с фотографированием «картинки» экрана РБП-4 встроенным фотоаппаратом ФАРМ-3, который в автоматическом режиме выполняет съемку всего маршрута полета. Выполняем тактическое бомбометание по мысу Золотой.
После опять поворот влево на курс 332*, 29 минут до Комсомольска-на-Амуре (в радиолокационный прицел РБП-4 далеко виден мост через Амур). Опять проверки и калибровки. [Маршрут-Литовко 2]. В этом районе погиб 21.02.84 экипаж майора Баранова В.А. из нашего 219-го ОДРАП, тело ПКК ст.л-та Бухарина так и не нашли, где-то здесь он в горах покоится... Cамолёт м-ра Баранова лежит между речками Сукпай и Кабули по разным сторонам водораздельного хребта, кабина на северном, корма на южном.
Над Комсомольском-на-Амуре опять разворот влево на курс 282* и через четыре минуты мы на боевом пути. В бомбоотсеке Ту-16Р подвешены две «маленькие» - учебные дневные бомбы П-50-75 для двух заходов на полигоне.
Работа на боевом пути штурмана корабля (ШК) и второго штурмана корабля (ВШК):
Автономное бомбометание П-50-75 по цели 105. РБП-4 переключен в масштаб М200
(10 двадцатикилометровых круговых меток).
Дальность до цели (Д)160км, БМПУ=208* БУПУ=192*, Комсомольск слева на траверзе - 68км. Промер УС, уточнен ие скорости V, высоты H, коррекция ГПК.
На боевом пути докладывается курсовой угол и дальность до цели. Подаются команды о довороте самолета с таким расчетом, чтобы черта делила цель пополам. При сходе цели с азимутальной черты ВШК подает команду о довороте самолета так, чтобы цель находилась на курсовом угле, равном УС. Командир корабля(КК) следит за работой автопилота, строго выдерживает заданный режим полета и точно выполняет довороты самолета по командам. Управление автопилотом можно переключить на ВШК, и довороты в этом случае выполняет самостоятельно со своего пульта.
Д130км – Амурск 66км.
Рубеж 120 Доклад ВШК: «Цель маркеры вижу, ФАРМ – автомат – 20». Устанавливается радиосвязь с полигоном. Цель с маркерами выглядит, как три контрастные точки, образующие равносторонний треугольник.
Вершина – цель 105 – направлена вниз.
Д110 – Эльбан 45км. Курсовой угол цели.
Д100 РБП-4 М100(5 двадцатикилометровых круговых меток). Уточнение УС.
Д95 – озеро Болонь 46км.
Д90 – «Сектор», переключение с кругового вращения антенны ~20об/мин в секторное 45* ~50 кач/мин.
Д85 – ВШК: «Приготовиться к отсчету».
Д80 – ВШК: «Отсчет Д80».
Д75 - озеро Болонь 35км.
Д70 – ВШК: «Включить «Главный»» (ШК включает «Главный»-кассетный держатель АБ), промер УС, развернуть азимутальную шкалу РБП на УС. Начало снижения.
Д60 – выключить секундомер, расчет путевой скорости W.
Д58 –«Генератор, наведение, управление», включить переменный масштаб 10-70.
Д55 – включить «Визир»
Рубеж 50 - Доклад ВШК: «Цель, маркеры, высотное вижу, ступенчатая 0», через каждые 5 км – курсовой угол цели (КУЦ) и наклонную дальность (НД). Рубеж подхода к полигону.
Д45 – ВШК: «Уточнить V, Н, КУЦ НДсбр.
Д30 – ВШК: «Гироскоп, приготовиться к переходу, приготовиться к рубежу 25»
Рубеж25 – ВШК: «Рубеж 25. Отсчет. Цель, маркеры вижу. (Переход.)»
(В том случае, когда бомбометание выполняет ШК по ОПБ-11, он переходит от индикатора РБП к оптическому прицелу ОПБ)
Д22 – ВШК: «Автосброс» и доклад КУЦ и НД через 2 км.
Д20 – убрал масштабные метки, проверил наклонную дальность сбрасывания.
Д18 – ВШК: «Приготовиться к люкам. Люки.» ШК устанавливает переключатель «Сброс оператор» в положение – «Разрешен». Рубеж разрешения бомбометания.
Д16 – ВШК: «Селекторы. «Готов» – горит»
За 1,5-2Н доворот в наветренную сторону на 1/3УС.
ВШК: «Цель на метке, сброс!» ВШК нажимает кнопку сброса КСБ-49.
Но если не виден один из элементов радиолокационной цели, грозовая облачность на полигоне, сомнении в выборе точки прицеливания, неисправность бомбовооружения, отсутствие связи с полигоном и по другим причинам - бомбометание запрещено. Следует холостой проход, возможен повторный заход на боевой путь с разрешением РП полигона.
Первый сброс выполнен. Записывается в бортжурнал время, курс, высота, УС, КУЦ, НДсбр, W) и с замиранием все слушают эфир и выполняем разворот вправо на курс 318* для второго захода на цель, набираем высоту.
РБП – круговой обзор М100.
После отделения бомбы от самолета, на высоте 1км от земли срабатывает пиротехнический трассер, при падении на землю – облако оранжевого цвета (ночью вспышка 3сек). 2-3 бойца на полигоне замеряют азимут и докладывают РП полигона, тот и определяет по планшету место падения. РП по внешней радиосвязи сообщает дальность от цели (обычно три цифры) и азимут (три цифры).
Оценка бомбометания определяется на основании вероятного отклонения (ВО) - половины ширины центральной полосы эллипса, вмещающей 50% всех попаданий . На основании теоретического исследования результатов боевых и учебных бомбометаний составлены нормативные формулы для расчета вероятных отклонений. Эти формулы определяют рассеивание для экипажей с хорошей бомбардировочной подготовкой. Для экипажей с отличной подготовкой допускается рассеивание не более двух третей нормы рассеивания для экипажей с хорошей подготовкой, т.е. ВОотл = 0,67 * ВОхор. Для экипажей с посредственной бомбардировочной подготовкой допускается рассеивание, превосходящее норму для экипажей с хорошей подготовкой на две трети, т. е. ВОпоср = 1,67 * ВОхор. На земле вокруг мишени очерчен круг – 30м, при попадании в него следует сообщение «шесть нулей» - КК, ШК и ВШК ожидает благодарность. Но если бомба упала от цели более пяти ВО, то экипаж тоже отмечают, только в негативе. Их имена попадают в историю в раздел «Ошибки бомбометания». Но самое страшное – это внеполигонное бомбометание. В анналы истории попадают как «отличники» бомбометания с «шестью нулями», так отбомбившихся с результатом более пяти ВО.
Вот некоторые исторические даты полигона Литовко и 219 ОДРАП: 04.04.79 КК Гмызов, ШК Хавандеев;
11.12.80 КК Нелипа, ШК Алдаров; 06.07.81 КК Царев, ШК Ренжин; 11.01.83 КК Кабаков, ШК Колодников;
21.06.84 КК Киреев, ШК Митюрников.
Ну вот, отбомбились на «хорошо», продолжаем набор высоты, впереди горы до 2200м, внимательно.
Здесь разбился 20.04.77г на Ту-16 экипаж майора Жукова Л.А. из соседнего 303 ТБАП (Завитинск). Экипаж выполнял полет ночью на воздушную разведку по учению «Кедр-77». При снижении на участке маршрута озеро Эворон – полигон Литовко самолет столкнулся с сопкой.
Через 15 минут новый курс 37*, по истечении 12 минут еще один небольшой семиминутный участок с курсом 125* и вновь на боевом пути БМПУ=208* БУПУ=192*.
И опять работа штурманов на боевом пути. Хотя бомбоприцелы и имеют некоторые вычислительные функции. Основным деревянным компьютером у штурманов была навигационная линейка НЛ-10м. [НЛ-10м на планшете]
Отбомбились - вторая «четверка», разворот влево на курс 192* и мимо Хабаровска – домой. (Маршрут-Литовко 1). Но здесь тоже нельзя расслабляться справа – граница с Китаем, строго контролируем правые траверзы. Ходы Н7,8 – Новопокровка Н8,8 – Кировский Н3,9. Заход на посадку - см. «Виртуальный полет в коридор».




* Фотографии с сайта: airwar.ru


Вернуться на первую страницу

© 2005. Авторы сайта 219 ОДРАП и дизайн: Злобин В.В. и Гетун И.В., All Rights Reserved


Рейтинг@Mail.ru